Почему домашняя кошка стала агрессивной и что делать с проблемой? | Статьи ветклиники «Бемби»
  • Статьи

Почему домашняя кошка стала агрессивной и что делать с проблемой?

Домашняя кошка, как правило, находится в очень комфортных для нее условиях, ее любят, регулярно кормят, балуют лакомствами. Поэтому агрессия у кошки является редким явлением. Она всегда имеет конкретную причину и требует коррекции. Если не придать этому значение, агрессия может привести к травмам. Кроме того, это может оказаться первым признаком опасного заболевания.

Возможные причины агрессии у кошки

Наиболее часто причина кроется в психологических изменениях животного. Если нет никаких патологических изменений в организме, нарастающую агрессию домашней кошки можно узнать по предупреждающих моментам:

• Уши прижимаются к голове и немного отводятся назад.
  • Спина выгибается.
  • Вдоль позвоночника приподнимается шерсть.
  • К жертве кот становится боком.
  • Животное издает звуки - шипение, урчание.

Если владелец заметил подобные проявления, лучше оставить кошку в покое и попытаться понять, что могло вызвать такие изменения в поведении. Если устранить провоцирующие факторы, агрессию можно будет избежать в будущем.

Все причины, способные вызвать изменения поведения, можно разделить на две большие группы. Первые являются распространенными, связаны с раздражающим фактором и устраняются воспитанием и коррекцией поведения. Вторая включает критические состояния, требующие посещения ветеринара и начала лечения.

К причинам агрессии домашней кошки, не несущим критический характер, можно отнести следующие:

• Боль. Если ранее доброе животное вдруг не позволяет к себе прикасаться, возможно, его что-то беспокоит. Чаще это травма - неудачное падение на лапу, защемление, порез, заноза. Не исключено и заболевание, например, стоматит, больной зуб. В этих ситуациях лучше показаться ветеринару.
  • Нарушение основных функций. Не исключено, что у питомца проблемы со зрением, слухом, обонянием. Он не может адекватно воспринимать окружающую ситуацию, поэтому проявляет агрессию. Такая причина может возникать у питомцев престарелого возраста.
  • Невоспитанность. Играть с руками владельца быстро входит в привычку. Если маленький котенок царапает неглубоко, то крупный взрослый кот может серьезно поранить. Он привык к тому, что царапаться можно и не понимает, почему его за это ругают. Это часто становится причиной агрессии.
  • Непривычность ситуации. Если к людям, постоянно находящимся рядом, животное привыкает, то к приходящим гостям оно относится с опасной и попытка погладить его может закончиться глубокими царапинами.
  • Защита. Если животное резко схватить, удерживать, агрессия будет защитной реакцией. То же касается резкого пробуждения. Если коту некуда будет убежать, возможна агрессия с его стороны. Схожая ситуация возникает, когда кто-то пытается погладить котят, мама-кошка может броситься с целью защиты своего потомства.
  • Требование внимания. Тоже один из вариантов плохого воспитания. Такие животные могут покусывать за ноги, за руку, когда человек занят своими делами. Так они пытаются привлечь к себе внимание.
  • Психологические проблемы. Нередко котята, которые ранее жили на улице, попав в дом, испытывают стресс от пережитого.
  • Конкуренция. Нередко питомец ревнует к другому животному, члену семьи, переживают за свою территорию.

Перечисленные ситуации чаще решаются без участия ветеринара, за исключением, когда у питомца имеется какая-либо боль, вызывающая страх и перевозбуждение.

Причины, опасные для животного

Во вторую группу входят состояния, опасные и для самого животного, и для его владельца.

В первую очередь это неудовлетворение сексуального инстинкта. Если владелец не принимает ничего для решения проблемы, она не уходит, а только накапливается. С годами ситуация будет усугубляться, и агрессия будет становиться более выраженной. Как правило, изменения в поведении отмечаются после 6 лет и старше. Также возможны нервозность, изменения поведения.

Следующей проблемой является сумасшествие. Встречается крайне редко, но не исключено. Практически всегда вызвано нарушением воспитания, самозащитой, болью и так далее. То есть причина есть всегда. Определить отклонение можно только по результатам анализов. Не исключено, что после обследования животному потребуется зоопсихолог.

Не стоит забывать и про более частую причину. Это бешенство. Заболевание опасно и для животного, и для человека. В большинстве случаев оно приводит к летальному исходу. При инфицировании у питомца отмечается:

• Слюнотечение.
  • Агрессивное поведение.
  • Страх воды и света.
  • Извращение аппетита.

В подобной ситуации питомца нужно изолировать, например, закрыть в отдельной комнате, но не пытаться поймать его. Лечения у бешенства нет. Единственный вариант - профилактика, которая выполняется путем вакцинации.

Что делать, если кошка проявила агрессию

Выбор тактики зависит от первопричины. Если проблема кроется в поведенческих изменениях, нужно заняться воспитанием:

• Не допускать ответной агрессии. Лучший выход игнорировать.
  • Если изменение поведения возникло во время игры, просто уйти от питомца, чтобы кошка поняла, что сделала правильно.
  • Воспитывать питомца нужно сразу, с первых дней появления в доме.
  • Из игрушек стоит убрать те, которые вызывают охотничий инстинкт.
  • Если кошка схватила руку, не стоит вырывать ее, нужно дождаться ослабления захвата.
  • Можно использовать пульверизатор. Он хорошо успокаивает буйное животное.

Если имеется заболевание, то без участия ветеринара не обойтись. У котов с агрессией по поводу неудовлетворенного инстинкта потребуется кастрация. Если имеются психические отклонения, потребуется прием препаратов. Бешенство не поддается лечению и требует усыпления животного. Но решение принимается только после обследования кошки и получения результатов анализов. Положительный исход возможен только при условии, что питомец получал вакцину.

Профилактика агрессии

Важно изначально правильно выращивать животное. Не стоит ожидать адекватного поведения от кошки, которую воспитывают с агрессией и физическим наказанием. У питомца руки владельца должны ассоциироваться с нежным поглаживанием и лаской. Нужно чаще общаться с животными, внимательно относиться к ним, изучать повадки. Если кот проявляет сигналы, указывающие на перевозбуждение, не стоит пытаться утихомирить его, лучше просто оставить в покое. Особенно стоит обратить внимание на детей. Они часто не понимают, как правильно относиться к питомцам и в ходе игр могут причинить боль, что повлечет за собой агрессию. Поэтому одновременно с воспитанием домашнего животного, проводятся беседы с ребенком.

Если кошка проявила агрессию один раз, можно списать это на испуг. Но если ситуации стали появляться часто, питомец не реагирует на повышение голоса и попытки перевоспитать его, рекомендуется обратиться к ветеринару. Он после осмотра и обследования сможет определить первопричину и подберет методы коррекции или лечения.