• >
  • Статьи
  • >

Наиболее часто встречающееся заболевание сердца кошек - гипертрофическая кардиомиопатия кошек (ГКМП)

ГКМП у кошек впервые была обнаружена ветврачами кардиологами в конце 50-х годов двадцатого века. Заболевание связано со значительным поражением сердечной мышцы (левого желудочка сердца).

Причина изменений миокарда желудочка у кошки на сегодняшний день точно не установлена. У людей и у некоторых пород кошек, вероятно, заболевание носит наследственный характер (передается по наследству в поколениях).

ГКМП делят на:

• первичную (более вероятно генетически наследуемую)
  • вторичную, возникающую в результате других заболеваний, как следствие.

Вторичная ГКМП может развиться у домашних кошек в связи с нехваткой в рационе аминокислоты таурина. Но с активным развитием производственных кормов для животных (с обязательным добавлением таурина в корма кошек) практически свело на нет эту причину заболевания.

Заболевают кошки разного возраста: от 5 месяцев до 14 лет. Наиболее часто встречается у самцов.

Самые распространенные породы кошек, у которых вероятно ГКМП носит наследственный характер и проявляется, как правило, с 5-8 месяцев до 5 лет:

• мейн-куны
  • персидские
  • сфинксы
  • корниш-рексы
  • девон-рексы
  • бенгальские
  • домашние короткошерстные
  • русская голубая
  • гималайские

К сожалению, болезнь иногда протекает бессимптомно и может быть диагностирована после внезапной смерти животного, например при введении наркоза, даже для несложных манипуляций.(это происходит крайне редко). Желательно перед введением анестезии (особенно известных по этому заболеванию пород кошек) проводить эхокардиографическое исследование (узи сердца).

Чаще к ветврачу кардиологу обращаются с животными, имеющими клиническое проявление заболевания.

К этим признакам относятся:

• учащение дыхания кошки, иногда с открытым ртом и высунутым языком (как у собаки); Кашель у кошек не наблюдается, в отличие от собак.
  • непереносимость физических нагрузок (кошка быстро устает в играх);
  • вялость или потеря аппетита;
  • слабость задних конечностей
  • внезапный паралич задних или передних конечностей!!! (такой симптом требует немедленного обращения к специалистам, т. к. может вызвать гибель животного в течение нескольких часов, вследствие закупорки крупного сосуда тромбом);
  • выраженные хрипы в легких;
  • иногда внезапный обморок;

Чаще всего все признаки относятся к ОСТРОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ. Это всегда требует немедленного обращения в клинику!!!

Для постановки точного диагноза кардиологу необходимо в экстренном порядке осмотреть животное и оценить первоочередность проведения необходимых исследований и процедур! При аускультации (прослушивании) сердца, как правило, выявляются определенные шумы, характерные для этой патологии.

После проведения экстренных медикаментозных вмешательств и стабилизации клинического состояния кошки, для подтверждения диагноза проводят эхокардиографическое (узи сердца) исследование, а также по необходимости рентгенографию грудной полости.

Надо помнить, что ГКМП чрезвычайно непредсказуемое заболевание. Установленные изменения в сердце остаются пожизненно и требуют обязательного периодического контроля по ЭХОКГ. Животное получает медикаментозную терапию под систематическим контролем ветеринарного врача кардиолога. Окончательно кошку вылечить нельзя. Но долгосрочная терапия (на несколько лет) у некоторых кошек возможна.

Кардиологи нашей клиники рекомендуют кардиологический осмотр и ЭХОКГ (узи сердца) всем кошкам (особенно породистым), перед  введением анестезии (для любых хирургических вмешательств) и в качестве диспансеризации приобретенных молодых кошек (начиная с 5-8 месяцев).  Раз в год можно проводить узи сердца с профилактической целью. Берегите ваших пушистых друзей. Свои вопросы вы можете задать на специальном форуме.

Ветеринарный врач кардиолог
Блинова Елена Владимировна