Болезни щитовидной железы у попугаев и птиц

Щитовидная железа у попугаев располагается у входа в грудную клетку, под грудиной, в толще мышц, слева и справа, прилегая к трахее. Снаружи её прощупать невозможно, даже если она увеличена вследствие болезни. Щитовидная железа выделяет два гормона (тироксин-Т4 и трийодтиронин-Т3), которые оказывают большое воздействие на обмен веществ, рост перьев, линьку и совместно с половыми гормонами, на  половое созревание птицы.

Свыше двух сот лет назад было известно, что гиперплазия щитовидной железы (увеличение)  возникает вследствие недостатка йода в рационе, преимущественно у волнистых попугаев, и является одним из наиболее часто встречающихся заболеваний.  Поскольку симптомы, характерные для этого заболевания (например, острая дыхательная недостаточность), встречаются и при других болезнях, то диагностика его у птиц была не достаточно хорошо разработана, часто наличие патологии этой железы многими экспертами ставилась под сомнение. В настоящее время гиперплазия щитовидной железы встречается редко. Это вполне может быть связано с тем, что многие готовые корма часто дополнительно йодированы.  Но это не всегда полезно из-за бесконтрольности, в прошлом уже были случаи отравления птиц кормами с высоким содержанием йода.  Для восполнения потребности в йоде можно давать попугаям: чеснок лук, морскую капусту в виде специальных препаратов для животных, гречку, морковь, картофель, свеклу, капусту и яйцо-желток в период роста до года, полутора лет.

ovosch

Вследствие своего расположения щитовидная железа, увеличиваясь, сдавливает пищевод, трахею и крупные сосуды. Это может привести  к атонии зоба и рвоте, поскольку перемещение корма из зоба, пищевода в желудок затруднено вследствие сужения пищевода. Также может происходить нарушение кровообращения и как следствие головокружение и потеря сознания. Наиболее ярким симптомом  является дыхательная недостаточность. Способность к полету сильно снижена. При малейшей физической нагрузке  птица начинает дышать с открытым клювом.  На более поздней стадии  болезни она хватается клювом за прутья клетки и вытягивает шею, чтоб облегчить поступление воздуха. Во время вдоха прослушивается пищащий звук.

При острой дыхательной недостаточности, угрожающей жизни вашего питомца, лечение проводится по указанию ветеринарного врача-орнитолога высокими дозами йода один раз в сутки, непосредственно в полость клюва.  Через пять, семь дней наступает улучшение. И дальнейшее лечение осуществляется по назначению врача. Не забывайте легче предупредить болезнь, чем потом её лечить. Для подробной консультации обратитесь к специалисту орнитологу.

Берегите и любите своих пернатых питомцев, и они ответят вам взаимностью.

Копирование без указания авторства или ссылки на оригинал запрещено.

В статье использованы материалы из книги «Болезни декоративных птиц» Дорис Квинтен  Издательство «Аквариум» 2002г.

Ветеренарный врач-орнитолог

Чунуевский В. В.

Ветеренарная клиника «Бемби»

декабрь 2012.